После. Андрей Круз

После. Андрей Круз. Отзыв о книге

«После» Андрея Круза — новая, отдельная книга, не относящаяся ни к одному из уже созданных автором миров. Достаточно мрачная, местами даже депрессивная, и при этом — не очень типичная для этого автора. В чем отличие от привычного читателю Круза творчества — рассказываю ниже.

Сюжет

Отзыв о книге Андрея Круза "После"

«После» описывает события, произошедшие в 1999 году, через пятнадцать лет после ядерной войны. Советский Союз не распался — просто не успел. Действие происходит в некоей параллельной ветке реальности. И это — единственное фантастическое допущение за всю книгу. Больше фантастики в книге не будет. Не будет мутантов и бластеров а-ля «Фоллаут», не будет бензака и психов в пластиковых доспехах, а-ля «Безумный Макс». Что будет? Будет приключенческий роман о милиционерах, делающих свою работу при полном отсутствии централизованной власти и возможности координировать действия между районами, выполняющих поставленные задачи на голом энтузиазме и чувстве долга. Будут засады и внедрения, будет непродолжительный, но зрелищный экшен. Будет неуловимая атмосфера русской глубинки, отброшенной ядерной войной в эпоху построения коммунизма.

Сергей Бережных — до «Этого Самого» был военным, после — милиционером, главой отдела по борьбе с бандитизмом города Грязовца. Поиски отморозков, убивших его семью во время ограбления, приводят его в Торжок. Здесь он узнает, что следы убийц ведут в Вышний Волочек — соседний с Торжком город, находящийся под властью  бандитов. Побывав в Вышнем и посмотрев, как живут местные, Бережных понимает, что теперь ему мало просто отомстить убийцам. Он хочет выжечь дотла все змеиное кубло блатных, правящих в Вышнем Волочке. И он не остановится ни перед чем, чтобы сделать это.

Подача

Отзыв о книге Андрея Круза "После"

«После» одновременно и типична и нетипична для Андрея Круза. Причем, нетипична, пожалуй, в лучшую сторону. Нетипичность складывается из нескольких пунктов.

Отсутствие «ганофилии». В «После» нет места с любовью описанной «доводке» оружия, пространным описаниям тактико-технических характеристик на несколько страниц, рассуждениям героя, какой ствол больше подходит для его задач. Возможно — потому что здесь это действительно смотрелось бы лишним. Возможно — потому что в книге используются только распространенные и знакомые большинству «Калашниковы» в разных вариациях, «Макаровы» с «Тульскими-Токаревыми» и тому подобное. При этом, оружие, как героев, так и злодеев, описывается, но вскользь — чтобы дать представление о том, кто чем вооружен. Ну и какие-то интересные моменты проскакивают — вроде самодельного глушителя для «Калашникова» или нестандартного использования спортивного «Марголина». На мой взгляд, в «После» достигнут идеальный баланс между описанием каждой приблуды, установленной на оружие и безликим «автомат-пистолет» в тексте.

Герой. Типичный герой книг Круза — крученый мужик средних лет, с обязательным боевым прошлым и плотно раскачанными навыками выживания в любой враждебной среде. Попав в другой мир/нестандартную ситуацию, герой моментально врубается в реалии и начинает эти реалии гнуть под себя, с целью получить как можно больший профит и обеспечить себе максимально возможный комфорт, достаток и условия, приближенные к привычным. Чаще всего единственный мотив героев Круза — корысть. В случае с «После» стереотип ломается.

Сергей Бережных — бывший военный, да. Но на этом сходство и заканчивается. Это уставший от жизни пятидесятидвухлетний мужчина. Он носит очки, у него болят суставы. Он умеет воевать, хорошо обращается со всеми видами оружия, но опыт этот приобретен за десятилетия борьбы с потерявшими человеческий облик бандитами. Единственное, что поддерживает в нем жизнь — ненависть к бандитам, жажда мести за семью и обостренное чувство долга. Его цель — успеть сделать как можно больше, уничтожить как можно большее количество тех, кто «кое-где у нас порой честно жить не хочет». В этом Бережных очень напоминает персонажей советских фильмов в лучшем их проявлении, вроде того же Глеба Жеглова — преданный своему делу, не гнушающийся «серых» методов и готовый положить жизнь для достижения цели и торжества того, что он сам считает справедливостью.

Практически отсутствующая «мародерка». Запасливый хомяк — еще одна характеристика любого героя Круза. В условиях, описанных в книгах, это нормально и логично, но после энного описания добычи и раздела ресурсов от этого начинаешь уставать. Бережных тоже, нет-нет, да и сваливается в запасливость, добывая трофеи, но при этом он, как и положено честному советскому менту, сдает добытое и оплачивает подоходный налог за немногое присвоенное. И хотя легкость, с которой герой добывает разного рода ништяки немного диссонирует с бедностью мира — глаз это не режет. И сам характер героя логично объясняет, почему, имея возможность стать обеспеченным человеком, Бережных плюет на эту возможность с высокой колокольни, лишь восполняя собственные ресурсы взамен потраченному на благое дело.

Финал книги. При всей моей симпатии к книгам Андрея Круза, последние тексты автора больше походили на коммерческий продукт, выпущенный в срок согласно датам, прописанным в контракте. И прекрасный «Бандит», и оригинальная «Ар-Деко» заканчиваются так, будто автор не успевал к дедлайну и просто оборвал повествование на том месте, на котором его застали сроки. После этого чего-то такого подсознательно ожидалось и от «После». Но нет. Хотя автор, в свойственной ему манере, ближе к финалу поломал сюжет в угоду большей реалистичности, ощущения незавершенности нет. Более того: книга заканчивается на некоей минорной ноте, оставляя легкую грусть и приятное послевкусие.

Итог

Отзыв о книге Андрея Круза "После"

«После» — атмосферная, логичная и выверенная книга. Автор достоверно и реалистично дает картинку постапокалиптического СССР, очень напоминающую советские книги про борьбу с бандитизмом в постреволюционный период. Тут тебе и разрозненная власть, которой не хватает сил и ресурсов, чтобы решить проблему кардинально, и банды отморозков, засевших в лесах, грабящих проезжих с проходящими и совершающих лихие налеты на городки поменьше, и правосудие — в том виде, в котором это правосудие понимают его вершащие.

Отсутствие многочисленных фантастических деталей идет только в плюс. Автор легко мог бы увязать «После» с собственным «Миром Тьмы» — в некоторых моментах, когда описываются размышления Бережных о природе зла, прямо ждешь намека на тьму, клубящуюся в подвалах и открывающую двери в другие миры. Но этого нет. И, пожалуй, к лучшему.

Отдельный жирный плюс — за бандитский быт. «Феня», понятия, суеверия и традиции — никаких преувеличений и домыслов. Такую книгу мог написать только автор, сполна хлебнувший «лихих девяностых». При этом персонажи не выглядят перенесенными в прошлое из нашего времени — здешние «блатные» сильно отличаются от своих собратьев, описанных в «Бандите» и полностью соответствуют эпохе.

Не факт, что книга придется по вкусу совсем юным читателям, привыкшим к тому постапокалипсису, который описывается в подавляющем большинстве книг жанра — с обязательными походами в мертвые города, с ОЗК и противогазами, с мутантами и сталкерами.Но и написана «После» не для них. Она реалистичнее, депрессивнее и мрачнее. По сути, это производственный роман о нелегкой доле милиционеров-«шерифов».

И именно это выделяет «После» среди привычных постап-книг. Однозначно понравится тем, кто оценил «Рейтара» — по моим ощущениям, из творчества Андрея Круза эта книга ближе всего к «После». И это намного больше литература, чем приключения героев «Тьмы» или «Нижнего уровня».

 

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделись с друзьями, не жадничай! :)