Полная версию интервью для сайта АСТ

Интервью Юрия Уленгова для сайта АСТ. Полная версия

«Время снять маски» — это финальная часть цикла «Взломать Зону»… ну, пока что…

Юрий Уленгов крайне положительно зарекомендовал себя как новый перспективный автор после выхода своего дебютного романа «Взломать Зону. Хакер». «Хакер» положил начало трилогии, третья часть которой, «Время снять маски», появилась на магазинных прилавках несколько дней назад. В честь этого крайне приятного события мы связались с Юрием и задали ему несколько вопросов о литературе, о постапокалипсисе, о бумажных и электронных книгах, о пиратстве и о планах на будущее, и о том, как можно сказать новое слово в серии, которая насчитывает несколько сотен томов.

Трилогия "Взломать Зону"

Приветствую, Юрий! Поздравляю с выходом новой книги, третьей части нашумевшего цикла «Взломать Зону». Можешь без лишних спойлеров рассказать читателям, что ждет Софта и Ко на этот раз?

Привет. Спасибо. Могу, конечно. Софта и Ко, в первую очередь ждет, так сказать, воссоединение. Если на протяжении двух предыдущих книг Софт с Дымом и Артур Орлов с Айвэном действовали в разных Зонах и даже на разных континентах, то в третьей книге им предстоит объединиться, чтобы вместе понять что же замыслили «Дети Черной Луны» и «Новый рассвет», и постараться расстроить их планы. Но, для того, чтобы отыскать друг друга на просторах Чернобыльской Зоны Отчуждения, им придется приложить немало усилий.

Кроме того, согласно названию книги, персонажи снимут маски и явят читателю немало скелетов, которые хранятся в шкафах каждого из них.

Ну, и не отступая от традиции предыдущих книг — будет много экшена, перестрелок, хай-тека, и тайн Зоны. На этот раз герои не ограничатся небольшими локациями — им предстоит пройти всю Зону насквозь, побывать в Припяти, под легендарным Саркофагом и на территории завода «Юпитер». Будет много драйва и ответов на вопросы, которыми задавались читатели на протяжении предыдущих книг цикла.

Занимательно! Нельзя не отметить, что вторая книга трилогии была написана  в соавторстве с Наилем Выборновым, а первая и теперь третья — сольно. Крайне необычно, обычно в соавторстве пишется или вся трилогия, или все книги сольно, а тут — и так и так. Как так вышло?

Изначально «Хакер» задумывался, как дилогия. Но потом Наиль, с которым мы достаточно давно общаемся, поделился со мной идеей романа о бразильской аномальной Зоне. Сначала, честно сказать, меня это несколько шокировало. Потом — заинтересовало. И, в процессе обсуждения всплыла мысль — не добавить ли глобальности циклу «Взломать Зону»? Про ЧЗО было уже много книг, а вот Рио мы уничтожили первыми. Ну и общий сюжет как нельзя лучше привязывался к идее «Хакера». Потому мы с Наилем это дело обсудили и решили писать книгу вместе.

Это был достаточно рискованный шаг: от второй книги цикла читатели ждут продолжения похождений полюбившихся героев, а им подсовывают какого-то левого контрабандиста и наемника, которым составляет компанию беглый чернокожий раб. Да еще и действие не в Чернобыле и даже не в Москве или Питере, а в Бразилии. Но игра стоила свеч. Цикл получился более разноплановым, интересным и глобальным. Кроме того, благодаря этому я получил нового любимого персонажа — наемника Айвэна, о котором с удовольствием писал в «Время снять маски» и который даже перекочевал в совсем другую книгу совсем другой серии, над которой я сейчас и работаю. Читатели восприняли «Новый рассвет» по-разному, но большая часть, все же, положительно.

В общем и целом — я очень рад, что получилось именно так, как получилось.

А как вообще вы познакомились с Наилем Выборновым и как пришли к идее написать вместе книгу?

Познакомились мы на сетевом конкурсе рассказов по вселенной «Чистильщики пустошей» Дмитрия Манасыпова. Я этот конкурс модерировал, а Наиль в нем участвовал. Слово за слово — завязалось общение, которое длится уже года три, пожалуй. С Наилем мы, несмотря не разницу в возрасте, во многом на одной волне. Это очень интересный в общении, развитый и эрудированный парень, с которым приятно общаться. Изначально я хотел подсказать ему несколько моментов для «Нового рассвета», но так увлекся, что практически вывел новую сюжетную линию. В итоге, мы решили писать «Новый рассвет» вместе. Мне кажется, книга от этого только выиграла.

Новый Рассвет. Юрий Уленгов, Наиль выборнов

Но при этом третья книга изначально планировалась как сольная?

Да. Был готов сюжет, я четко знал, о чем будет книга и чем все закончится. «Новый рассвет» несколько внес корректировки — изначально планировалось использовать отряд наемных сорвиголов, набранный Софтом на Большой Земле для выполнения финальной миссии. Но, с одной стороны, это очень избитая тема, а с другой — ну зачем какие-то левые люди, когда есть классные Орлов и Айвэн? В итоге, персонажи «Рассвета» запрыгнули во «Время снять маски», где, как мне кажется, раскрылись еще лучше.

Правильно ли мы поняли, что «Время снять маски» — это финальная книга серии?

Да. История Софта, Дыма, Артура Орлова и Айвэна на этом в серии STALKER окончена. Но, как я уже говорил, Айвэн — центральный персонаж моей новой книги, которую сейчас пишу, а буквально вчера я прочитал пять глав книги о незаслуженно брошенном в Рио-Зоне Шоне — третьем герое «Нового рассвета». И то, что я там увидел — мне очень понравилось. Так что, если издательство устроит написанное, то вскоре читателям предстоит познакомиться с ещё одной книгой, выпускать которую в рамках другого цикла будет неправильно. В таком случае мне придётся забрать свои слова назад — в цикле «Взломать Зону» выйдет ещё одна книга, пусть и без моего участия. И мне этого очень хотелось бы — у Наиля получается действительно крутая история, и Шон заслуживает отдельной книги. Ведь, как было сказано в эпилоге «Нового рассвета» — «real niggas dont die!».

Так-так, а можно теперь поподробнее об Айвэне и новой книге с его участием?

Рабочее название книги — «Внешник» и пишется она для конкурса по вселенной Артема Каменистого «S-T-I-K-S». Работа идет очень бодро, на сегодня написана уже четверть книги, и, судя по рейтингу и количеству читателей на портале Lit-Era, у «Внешника» есть все шансы быть изданным в серии.

Речь идет о степени готовности книги на момент интервью. Сейчас «Внешник» уже окончен и полностью, бесплатно выложен на сайте Лит-Эра. Прочитать книгу онлайн можно по ссылке: STIKS. Внешник.

Читателей привлекают беззаконие и инстинкт первооткрывателя…

Говорят, в наши времена начинающему автору в принципе невозможно пробиться в издательства, однако тебе это удалось и за полтора с лишним года у тебя вышло уже четыре книги. Как тебе удалось попасть в АСТ?

Достаточно просто, на самом деле. Стоит отметить, что сначала я таки попал в Эксмо — именно у них были изданы мои первые публикации — рассказы в сборниках «LitRPG. В игре» и «Survarium. Истории выживших». Я участвовал в конкурсах рассказов, которые проводились издательством, и прошел в финал. Один из конкурсов модерировал Андрей Левицкий. Ему понравился мой рассказ, он прокомментировал, я ответил, общение перешло в личку, а потом он мне предложил написать в STALKER — как выяснилось, он ведет эту серию в издательстве.

У меня достаточно давно, еще со времен «серии с точками», лежал сюжет о хакере, попавшем в Зону. Я порылся на жестком диске, нашел текст, посмеялся, отредактировал его до неузнаваемости и отправил синопсис и первые главы Андрею. Ему понравилось, «таможня дала добро» и работа закипела. Итог — «Взломать Зону. Хакер». Ну а потом было уже проще — имена, явки, пароли были известны. И синопсис «Грани человечности» я уже отправлял напрямую Вячеславу Бакулину, который занимался серией «Вселенная «Метро 2033»

Существует мнение, что спустя десять лет очень сложно написать что-то новое в межавторском цикле, в котором каждый месяц выходит сразу по несколько книг, однако когда появился «Хакер», многие заявили, что ты сказал новое слово в постапокалиптике. Как тебе это удалось?

Не знаю, как насчет постапокалиптики в целом, но насчет серии STALKER мне подобное говорили неоднократно. Не знаю. Я не задавался целью «взорвать», или как-то специально выделиться. Я просто описывал Зону такой, какой ее вижу я. По сути, это та же Зона, которую все знают по ставшим культовыми компьютерным играм, но спустя некоторое время — действие цикла «Взломать Зону» происходит в недалеком будущем, в 2027 году. Этого недостаточно для того, чтобы уйти в совсем жесткую футуристичность, наподобие цикла «Зона Смерти», где в Пятизонье вовсю использовались импланты и наноботы, но вполне достаточно, чтобы оправдать произошедшие изменения — новые группировки, другие названия аномалий, мутантов. И, конечно же, технологии — экипировка, военная техника, компьютеризация.

(Более подробно о сеттинге, использованном автором в цикле «Взломать Зону» можно прочитать по ссылке: «Мир трилогии «Взломать Зону»

По большому счету, я спроецировал несколько утрированную окружающую реальность на классическую Зону — здесь сплетаются интересы международных корпораций, террористических группировок, спецслужб. Книги, до этого выходившие в серии, как бы продолжали использовать принципы Зоны, описанной еще Ореховым, Шалыгиным, Левицким — но, как по мне, эти принципы немного устарели. Никто не будет использовать бумажные карты, если есть спутниковая навигация. И никто не станет отправлять в Зону живую силу, если есть дроны. Да, полностью полагаться на технологии в Зоне нельзя. Но использовать их для облегчения жизни не мешает ничто. И, если в «Хакере» и «Новом рассвете» хай-тек составляющей было не так много, то во «Время снять маски» ее хватает с лихвой. В общем, я написал те книги, которые интересно было бы прочесть самому. Получился эдакий сплав голливудских боевиков из девяностых, на которых я рос, и компьютерных игр начала-середины первого десятилетия двухтысячных. Правда, я и сам, если честно, не ожидал, что получится так много боевой составляющей. В какой-то момент сюжет того же «Хакера» стал развиваться самостоятельно, и мне поневоле пришлось поддерживать темп, заданный героями. Ну а в продолжениях осталось только продолжить традицию, заложенную первой книгой.

Как ты думаешь, почему жанр постапокалипсиса последние годы имеет столь бешеную популярность? Неужели нам так мало бед и напастей в реальном мире?

Сложно сказать. На самом деле, складывается впечатление, что сейчас популярность жанра идёт на спад после почти десятилетия триумфального шествия. По крайней мере, если говорить о российской книжной фантастике. Былая же популярность, скорее всего, была вызвана желанием читателя отринуть условности цивилизованного мира, изменить собственное место в нем. Постапокалиптический мир — в большинстве своём, мир без законов, в нем, как бы банально это ни звучало, главенствует право сильного. Сколько поступков сдерживается лишь законами? Сколько людей пошло бы на преступление, если бы было точно известно, что оно окажется безнаказанным? Мне кажется, много. Достаточно посмотреть, что происходит в зонах локальных конфликтов,  где человек с автоматом — бог и царь. По крайней мере, до того момента, пока не повстречает кого-то покруче.

Что касается же аудитории помладше — тут, как мне кажется, играет роль инстинкт первооткрывателя. Ведь мир после глобальной катастрофы — сплошная терра инкогнита, где, как несколько поколений назад, есть место для новых Колумбов и Магелланов. Как раньше читатели моего поколения шли плечо в плечо по неизведанным землям с героями Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера, так сейчас читатели отправляются в путешествие с героями серий STALKER или ВМ2033. Это новая приключенческая литература. К звёздам больше никто не хочет лететь. А вот прогуляться по радиоактивным пустошам желающих хватает.

А как ты думаешь, каковы перспективы жанра?

Не могу предсказать. Знаю, что в издательствах к постапокалипсису стали относиться с опаской — продажи книг сильно просели, тиражи становятся все меньше, допечатки можно пересчитать по пальцам. Впрочем, это по всей фантастике в целом, не только по постапокалипсису. Сейчас сложный, можно сказать, переломный момент — бумажная книга понемногу сдаёт позиции, а культура потребления электронных книг ещё не сложилась. Так что делать сейчас какие-то прогнозы будет неправильно. Поживем — увидим.

Кстати, почему никто больше не хочет лететь к звездам? Ведь мы же по-прежнему почти ничего не знаем о том, что там, в этой бесконечной вселенной?

Ну, раньше человечество верило в то, что прогресс не остановится и через пару десятков лет у каждого будет собственный прогулочный звездолет. Сейчас же, когда становится понятно, что в обозримом будущем таких технологий не предвидится, энтузиазм спадает. Сколько там до Марса лететь? Восемь месяцев? А за пределы Солнечной системы сколько? Мало кто согласится на билет в один конец. Особенно, когда дети мечтают вырасти и стать видеоблогерами, как Иван Гай, а не космонавтами и полярниками как Гагарин и Амундсен. Эпоха потребления внесла свою лепту в убийство мечты о космосе. Ну и в принципе строй сильно изменился. Современному миру больше не нужны герои. Они слишком своенравны и ими слишком тяжело управлять. Потому выросло поколение менеджеров и растёт поколение видеоблогеров и киберспортсменов. Куда уж тут к звёздам лететь?

Бумага и электронка

Я заметил, что помимо бумажных публикаций ты экспериментируешь и с электронными изданиями. Как ты оцениваешь современное состояние рынка электронных книг в России и как ты думаешь, каковы его перспективы в долгосрочном периоде?

Оценить перспективы электронных изданий с точки зрения дохода для автора я пока не могу — моя выборка будет нерепрезентативной. От продаж на «ЛитРесе», к примеру, мне идет процент только с «Хакера», и назвать его заметным сложно. В общей сложности, за год продаж выплаты составили едва ли одну пятую от гонорара за бумажную публикацию.

В своей группе я продаю электронные версии книг, на которые у меня есть права — сразу после выхода есть какой-то всплеск, но покупают больше постоянные, преданные читатели. Вообще, аудитория серии STALKER делится на два типа: одни предпочитают читать бумагу (и таких, к слову, достаточно много), другие ждут выхода пиратской версии и качают бесплатно (к сожалению, таких намного больше).

Тем не менее, электронный рынок развивается — достаточно посмотреть на реакцию издательств, которые больше не желают оставлять начинающим авторам даже неэкслюзивные права на электронные версии, предпочитая покупать исключительные.

По опыту коллег знаю, что активно развивается формат чтения по подписке, на той же Лит-Эре авторы вполне неплохо зарабатывают, но это внутри определенных жанров — ЛитРПГ, женское эротическое фэнтези. Боевая фантастика по подписке особым спросом не пользуется.

Вообще, рынок электронных книг у нас практически не регулируется. Есть несколько крупных игроков, продающих легальную электронку, но это история, скорее, про их прибыль, чем про авторскую. Основная же масса потребителей электронных книг читает пиратские копии. Пока к пиратским сайтам будут применять бессмысленные и не меняющие картины меры, вроде блокировки доменов, рынок электронных книг на постсоветском пространстве останется Диким Полем.

Электронные книги читают. И читают очень много. Но пока что ощутимой прибыли авторам, за исключением раскрученных имен, имеющих в активе не один десяток книг, это не приносит.

А как ты, как автор считаешь, кому и что надо сделать, чтобы поменять сложившуюся обстановку на рынке? Отучить народ от халявы в интернете, например?

Расстрелы.  Концлагеря. Конфискация имущества (смеётся). Шутка,  конечно же. Народ от халявы в интернете отучить невозможно. Не тот менталитет, не те доходы. Для того чтобы что-то изменилось, в теории, необходимо менять законодательство и вводить уголовные наказания за распространение контрафактного контента. Недавно администрация одного достаточно известного пиратского сайта обиделась на издательство за то, что правообладатели подали в суд, и объявила, что впредь ни на какое сотрудничество она идти не будет, пригрозила созданием огромного количества зеркал библиотеки и открытой войной «копирастам». Если бы владельцы сайта знали, что за подобные кульбиты их ждет поездка в места не столь отдаленные, риторика была бы совершенно другой.

Но это теория для идеального мира, в котором налажены межгосударственные связи и ведется совместная работа по искоренению пиратства. Для мира, в котором невозможно поставить сервер в «серый» дата-центр за пределами государства и совать фиги в лицо правообладателям. VPN, Tor, Deep Web — все это делает невозможным борьбу в пределах отдельно взятой страны.

Модель же европейских стран, где за скачивание пиратского контента пользователям приходят серьезные штрафы… Она действенна, но не хотелось бы, чтобы она применялась у нас. Это эффективно, но не совсем правильно. Наш пользователь искренне не понимает, почему он не может брать то, что лежит бесплатно — и в чем-то я понимаю его недоумение.

Нужно постоянно работать с читателем, вести просветительскую работу, объяснять, что качая книги бесплатно, он приближает тот момент, когда из книг останутся только творения энтузиастов, готовых на все, чтобы только увидеть свою книгу изданной. К сожалению, качество таких книг в большинстве случаев оставляет желать лучшего. Читатель должен понять, что на качество литературы влияет непосредственно он сам. И может быть тогда хотя бы какой-то процент задумается и пересмотрит отношение к «халяве».

Самое интересное, что иногда в подобных случаях читатели искренне отвечают: «Ну и пусть нового не пишут, я уже столько классики накачал, что на всю жизнь хватит». И правда, когда успевать ознакомиться с классикой литературы, когда постоянно что-то новенькое поспевает? Вот у тебя, кстати, как с чтением? Есть время? Что, кого читаешь?

Я не понимаю людей, которые говорят, что у них нет времени на чтение. Я читаю в запой с четырех лет. И если бумажные книги как-то ограничивали пространство для чтения, то с приходом книг электронных, с массовым распространением смартфонов и планшетов, читать можно везде.

Я читаю электронные книги больше восьми лет (ого, сам в шоке). В маршрутке, в очереди, перед сном, в месте, извините, уединения. Я постоянный клиент «ЛитРеса», и читаю минимум одну книгу в неделю. Читаю, в основном, фантастику, триллеры, уважаю ужасы.

Стивен Кинг, Дуглас Престон, Линкольн Чайлд. Желязны, Брэдбери, Хайнлайн, Гаррисон, Саймак — продолжать можно долго. Из наших авторов очень люблю Олега Дивова, слежу за творчеством Андрея Круза, Романа Глушкова. Из последнего прочитанного — «Запас удачи» Дмитрия Манасыпова, «Спящий» Павла Корнева, «Союз проклятых» Алекса Коша. Очень жду появления в электронке завершения трилогии Билла Ходжеса — «Пост сдал» Стивена Кинга. В планах стоит «Повелители новостей» Мидянина-Орехова-Мельника. Конец и начало года богаты на хорошие книги, скучать не приходится.

Отзыв автора о книге «Запас Удачи» Дмитрия Манасыпова можно прочесть по ссылке: Запас удачи. Назад к истокам или есть ли Зона в Санкт-Петербурге?

А прямо сейчас на карте памяти ждет завершения интервью свеженькая авторская версия «Злых ветров Запада» Дмитрия Манасыпова, только-только прошедшая первичную вычитку. Эксклюзив-с, однако. Одна из приятных сторон писательства — коллеги не боятся, что текст уйдет «налево».

А еще тексты коллег ты можешь читать одним из первых… Вот теперь трилогия «Взломать Зону» позади, какие у тебя дальнейшие творческие планы? Чем хочешь заняться теперь? Не пришла ли пора податься в ромфант, например? Говорят, этот жанр на подъеме.

(смеётся). Нет, ромфанта не будет однозначно. Сейчас у меня в планах закончить «Внешника» и дописать ЛитРПГ «Путь в Альвиору», завершения которого читатели на Лит-Эре ждут уже почти полгода. А ещё у меня наполовину написано страшно секретное неонуар-киберфэнтези. Этот эксперимент мне очень хочется закончить и посмотреть, что из этого выйдет. Ну, а там — как карта ляжет. Стараюсь не загадывать, потому что сюжетов в Evernote у меня набросано больше, чем я смогу реализовать в ближайшие годы.

А как ты между ними приоритеты расставляешь?

Сейчас в приоритете «Внешник» — я взялся за него сразу после «Время снять маски» и немного не рассчитал силы — слишком много боевой фантастики. Потому хочу быстрее закончить, а там смотреть по настроению.

STIKS. Внешник. Юрий Уленгов

Чего ты пожелаешь своим читателям на прощание?

Читателям хотел бы пожелать побольше хороших книг, возможностей их покупать и читать, и не зацикливаться на боевой фантастике. Это отличный жанр, чтобы скоротать время, но лучше его потреблять дозировано. И уж ни в коем случае не замещать им всю остальную литературу.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделись с друзьями, не жадничай! :)